МОСКВА, 23 окт — РИА Новости. "Умную" автомобильную подвеску на основе алгоритма, позволяющего автоматически подстраиваться под неровности дороги, разработали ученые ВолгГТУ. По их словам, это решение позволит сделать поездки более комфортными и безопасными. Результаты опубликованы в журнале Russian Engineering Research.
Подвеска автомобиля — это сложная система, соединяющая колеса с кузовом, основная задача которой смягчать удары и вибрации, возникающие при движении по неровной дороге, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров.
Современные автомобильные подвески оснащены гидравлическими амортизаторами, работающими в паре с различными упругими элементами (пружинами, рессорами), рассказали ученые Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ). Эти амортизаторы предназначены для гашения колебаний кузова и колес, возникающих при движении по неровной дороге.
Их основным недостатком, по словам специалистов, является фиксированная жесткость, то есть невозможность адаптироваться к меняющимся дорожным условиям. Постоянная жесткость амортизаторов приводит к тому, что подвеска не может оптимально гасить колебания на разных скоростях и типах покрытия. Это оказывает влияние на снижение плавности хода автомобиля, что приводит к повышенному износу подвески, а также к возникновению дискомфорта для пассажиров.
Для решения этой проблемы ученые университета разработали комбинированную демпфирующую систему (КДС), объединяющую несколько типов амортизаторов: гидравлические, воздушные, фрикционные, инерционные и динамические. Такая комбинация позволяет создавать подвески с переменной жесткостью, автоматически адаптирующиеся к текущим условиям движения.
Благодаря этому движение автомобиля становится более плавным и комфортным, что также повышает его безопасность. В ходе исследований были выявлены три наиболее эффективные конфигурации КДС, которые позволили достичь значительного снижения вибраций кузова и колес, сообщили эксперты университета.
«
"Тестирование на грузовом автомобиле КамАЗ-4308 одной из конфигураций продемонстрировало снижение средних квадратических ускорений кузова на 10%, а в зоне низкочастотного резонанса — на 28%. Кроме того, время отрыва колес от дороги сократилось на 40%. Это говорит о существенном повышении плавности хода и устойчивости автомобиля", — рассказал профессор кафедры "Автоматические установки" ВолгГТУ Вячеслав Новиков.
В ходе исследования использовались методы теоретической механики, в частности теории колебаний, численные методы исследования нелинейных динамических систем с применением программирования на языке PascalABC и в программной среде Mathworks Matlab (приложение Simulink), методы экспериментального исследования на современном стендовом оборудовании.
Для реализации полученных теоретических расчетов разработаны демпфирующие узлы, на которые получено 11 патентов РФ.
На данном этапе перед учеными стоят задачи по разработке новых конструкций демпфирующих узлов, имеющих меньшие габариты и более высокую надежность.