РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИИ

Профессор предложила читать русскую классику по-новому

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. Авторскую методику обучения чтению русской классической литературы как носителей русского языка и детей-билингвов, так и изучающих его как неродной, предложила заслуженный профессор Института Пушкина Наталья Кулибина. По ее словам, методика нашла отражение в цифровом проекте "Русская классика на интерактивном уроке чтения".
Цель проекта — обучить смысловому восприятию сложных текстов на материале русской классики. Современному российскому школьнику, а тем более иностранцу, не всегда просто понять произведения, написанные в XIX веке, как правило, они требуют дополнительного обдумывания и глубокого погружения, объяснили в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина (Институте Пушкина)
«

"Для современного читателя сложен сам язык русской классики: большое количество устаревшей (подчас даже архаичной) лексики, упоминание давно ушедших из нашей жизни реалий, громоздкие грамматические конструкции и обороты и неторопливая, обстоятельная манера письма, далекая от скороговорки нашей СМС-речи", — отметила главный научный сотрудник лаборатории филологических исследований Института Пушкина Наталья Кулибина.

В России предложили креативный метод обучения студентов
Педагогами разработано немало способов упрощения классических текстов, как бы приближения произведения к читателю.
"Порочность этого подхода для образования заключается в том, что из учебного процесса исключаются сложные тексты, так как других сложных текстов в школьном обучении, помимо художественных, попросту нет. А если они и используются, то их самостоятельное понимание юными читателями заменяется различного рода комментариями учебника и объяснениями учителя", — подчеркнула профессор.
Приближение текста к читателю (подстраивание под него) не является единственным методическим решением, возможно движение в противоположную сторону, уточнила Наталья Кулибина. Она предложила "приближать читателя к тексту", то есть формировать комплекс читательских навыков, которые позволят человеку самостоятельно преодолеть объективно существующие трудности чтения сложного текста (причем не только художественного).
В проекте реализуются различные интерактивные педагогические технологии, например, тексты для обучения чтению отбираются в соответствии с интересами, возможностями и потребностями потенциального читателя, что повышает мотивацию к чтению.
Ученые рассказали, как продвигать русский язык в интернете
Кроме того, освоение произведения проходит в режиме "дозированного стресса", когда текст делится на фрагменты, после которых следуют интерактивные задания и вопросы, помогающие читателю самостоятельно справиться с трудностями.
"В современной школьной программе сложно найти место и время для уроков чтения: у курсов русского языка и русской литературы свои задачи, а наши цифровые ресурсы, размещенные в свободном доступе, открыты для самостоятельного освоения, домашних занятий в удобное время", — заключила профессор Института Пушкина.
Ученый из Китая раскрыл секреты изучения профессионального русского
Сегодня цифровой проект — Галерея мультимедийных образовательных комплексов "Русская классика на интерактивном уроке чтения" — представлен тремя выпусками: "Достоевский на интерактивном уроке чтения", "Пушкин на интерактивном уроке чтения" (оба созданы при финансовой поддержке Фонда "Русский мир") и "Лермонтов на интерактивном уроке чтения".
В следующем году к 165-летнему юбилею писателя будет создан комплекс "Чехов на интерактивном уроке чтения". В планах выпустить мультимедийные комплексы по художественным текстам Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и других классиков.
Обсудить