МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости. Расчетный программный комплекс для проектирования и анализа эффективности парогазовых установок для морских судов разработали ученые ПИШ СПбГМТУ. По их мнению, разработка ускорит оснащение судов большого водоизмещения высокоэффективными энергетическими установками отечественного производства, сообщили в пресс-службе вуза.
Сегодня 96 процентов морских судов в мире оснащены дизельными двигателями. Однако в России морские дизели большой мощности не производятся, и это мешает развитию отечественного гражданского флота.
Чтобы быстро решить эту проблему, на судах большого водоизмещения нужно установить комбинированные газотурбинные двигатели требуемой мощности, считают ученые Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (ПИШ СПбГМТУ).
Сотрудники ПИШ СПбГМТУ в рамках договора с одним из индустриальных партнеров университета разрабатывают главные энергетические установки с парогазовой установкой, которые состоят из газотурбинных двигателей, котла-утилизатора, паротурбинной установки и генераторов отечественного производства, сообщил заведующий кафедрой судовых турбин и турбинных установок СПбГМТУ Александр Смирнов.
«
"Расчетный термический КПД разработанной нами парогазовой установки составляет около 48 процентов. Его дальнейшее увеличение возможно за счет роста температуры продуктов сгорания на выхлопе газотурбинных установок. В сочетании с преимуществом в массогабаритных показателях это позволит таким двигателям успешно конкурировать с комбинированными главными энергетическими установками высокой мощности на базе дизельных двигателей, которыми могут оснащаться суда большого водоизмещения, например, танкеры-газовозы", — рассказал он.
Исследователи разработали модель для анализа эффективности работы такой парогазовой установки на различных режимах эксплуатации. В нее входят программное обеспечение расчета параметров тепловой схемы комбинированной парогазовой установки и программный комплекс, использующий математические модели газотурбинной установки и парового турбоагрегата.
"Использование нашей модели поможет разработчикам перспективных судовых турбинных двигателей снизить трудоемкость концептуального и эскизного проектирования и сократить затраты на этих этапах. Это ускорит оснащение судов большого водоизмещения высокоэффективными отечественными главными энергетическими установками, которые сегодня очень нужны для развития танкерного флота России", — подчеркнул Александр Смирнов.
Он отметил, что разработка уже успешно используется в учебном процессе при подготовке бакалавров, специалистов и магистров турбинного профиля для судовой энергетики.
Работа ведется в рамках программы государственной поддержки университетов РФ "Приоритет-2030".